Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы: "Политика России в отношении Казахстана в 2000 - 2018 гг." Актуальность темы. Казахстан - бывшая республика СССР является стратегическим партнером России в Центрально-азиатском регионе. Под руководством Президента Н. Назарбаева, Республика Казахстан, начиная с 1991 года, проводит политику добрососедства и стратегического сотрудничества с Россией. У наших стран граница протяженностью 7,5 тысяч километров, население шести северных областей преимущественно русское. В отличие от многих бывших советских республик, в Казахстане не наблюдалось в массовом порядке притеснение национальных меньшинств.
В первой - теоретической части работы предстоит провести обзор теоретико-методологических подходов к изучению внешней политики и уяснить нормативно-правовые аспекты внешней политики Российской Федерации на современном этапе.
Во второй части работы предстоит определить основные направления политики Российской Федерации в отношении Казахстана в 2000 - 2018 годы.
В России политические исследования начались в конце XIX века, но они в тот период велись в рамках философии. В этот период только зарождалась политическая наука. Российская действительность не позволяла исследовать демократические политические системы, поэтому отечественные политологи могли только изучать немногочисленный зарубежный опыт. В период советской власти имел право на жизнь только классический марксизм в понимании проблем мировой политики и международных отношений. В постсоветской России политическая наука стала развиваться, однако представители различных ее направлений не могут между собой договориться. Поэтому в теории существуют различные направления, каждое из которых по своему трактует внешнюю политику государства, а на практике в России господствует реалистичное направление внешней политики.
После развала СССР России крайне важно в интересах национальной безопасности иметь вокруг себя пояс дружественных государств. За влияние в Казахстане борются с Россией США и Китай. Одновременно Турция, Азербайджан и Иран имеют в этой стране свои интересы. С 20 марта 2019 года Президент Казахстана сложил с себя полномочия, чем непременно воспользуются враги России для того, чтобы дестабилизировать внутриполитическую обстановку в Казахстане и сделать попытку "оторвать" его от России. Особую опасность представляет то, что в северных районах Афганистана сосредотачиваются сторонники ИГИЛ, которые легко могут найти своих единомышленников в раздираемом в прошлом гражданской войной Таджикистане, а из Таджикистана переправиться в Казахстан. Не меньшую опасность представляет информационная война США против России, направленная на дестабилизацию социально-политической обстановки в Казахстане.
Ожидания на улучшения отношений с США после вступления в должность президента Д. Трампа в 2017 году не оправдались. Политика Б. Обамы на изоляцию и ослабление России продолжила новая администрация США. Противоборство между Россией и США в Центральной Азии и, в частности, в Казахстане, будет с каждым годом нарастать.
Система противодействия на постсоветском пространстве влиянию США и других стран отвечает национальным интересам России и проводится в жизнь руководством нашей страны.
Первая часть темы разработана зарубежными и отечественными учеными-зарубежниками достаточно широко. В исследовании будут рассмотрены работы заведующего кафедрой МГУ им. Ломоносова Павла Афанасьевича Цыганкова (1941 г.-) и профессора Бориса Акимовича Исаева (1948 -), которые, с нашей точки зрения, наиболее полно освещают первую часть исследования.
Вторая часть темы исследования крайне слабо разработана. "Новейшая история России" В. Шестакова ограничена 2007 годом, "Новейшая история России" В. Ю. Жукова ограничена 2005 годом, в настоящее время отсутствуют монографии по истории России до 2018 года. Поэтому материалом для написания работы были Концепция внешней политики Российской Федерации, выступления Министра иностранных дел России С. Лаврова, периодическая интернет-литература и материалы МИД России.
Цель работы - уяснить место Казахстана во внешней политике России.
Задачи исследования:
1. Провести обзор теоретико-методологических подходов к изучению внешней политики.
2. Уяснить нормативно-правовые аспекты внешней политики Российской Федерации на современном этапе.
3. Определить основные направления политики Российской Федерации в отношении Казахстана в 2000 - 2008 гг.
4. Определить основные направления политики Российской Федерации в отношении Казахстана в 2008 - 2018 гг.
Объект исследования - политика России в отношении Казахстана
Предмет исследования - динамика русско-казахстанских отношений в рассматриваемый хронологический период.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют методы познания, выявленные историками и политологами и апробированные практикой. Базовым является диалектический подход, позволяющий рассматривать в динамике природу межгосударственных отношений.
Работа состоит из введения, двух глав каждая из которых разделена на два параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
1.1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Политико-терминологический словарь дает следующее определение внешней политике: "политика, регулирующая межгосударственные и международные отношения на основе международного права, международных договоров и соглашений". [12]
В специальной литературе, как правило, не приводится различий между терминами "мировая политика", "международная политика", "международные отношения", которые рассматриваются как синонимы. Сторонники различных научных школ по-разному понимают общее и особенное в понимании мировой политики. Сторонники политического реализма и неореализма, неомарсизма и транснационализма, институцианализма и теории международных режимов понимают и сущность внешней политики.
Для сторонников политического реализма внешняя политика сводится к борьбе за силу. По мнению Г. Моргентау, внешняя политика определяется национальными интересами. Национальные интересы имеют две составляющих: постоянную - императив выживания и переменную, являющуюся конкретной формой, которые эти интересы принимают в пространстве и времени. Определение этой формы принадлежит государству, имеющее монополию на связь с внешним миром. Основа национального интереса, отражающая язык народа, его культуру, естественные условия существования остается постоянной. Поэтому внутренняя жизнь страны, меняющаяся в зависимости от различных обстоятельств, не рассматриваются реалистами как способными повлиять на природу национальных интересов: национальные интересы не зависят от политического режима.
Все государства постсоветского пространства были частью Российской империи, а позднее – СССР. Абсолютно все, включая страны Балтии, о чем они старательно пытаются забыть. "Россия не имеет четких природных границ ни на западе, ни на юге, ни на востоке, природа мало дала помощи русским людям при утверждении их как самостоятельной нации".[5] Но зато история дала им для этого могущественнейшее средство: Русь приняла христианство по восточному исповедованию. Великое княжество Московское и его приемник – Россия ставила резкую черту между православным русским человеком и соседом его на востоке.
С позиции К. Уолца - родоначальника школы неореализма - истинная теория международных отношений должна исходить не из частностей, а из целостности мира, делая отправным пунктом существование глобальной системы, а не государств, которые являются ее элементами. При этом принципиальное значение придается структуре межгосударственных взаимодействий, который неожиданно для носителей (субъектов) этих взаимодействий ставит их поведение в определенные рамки, подчиняет своим правилам, зачастую не имеющим ничего общего с целями и задачами самих субъектов.
"Неореализм отражает факт, что в рамках биполярной системы международных отношений логике противоборства сверхдержав подчинялись все остальные государства... Однако с крахом биполярности и окончание холодной войны позиции неореализма оказались существенно ослабленными вследствие... возникновения конфликтов нового поколения, снижения роли международной системы в обеспечении безопасности". [12]
Представители идеалистического направления - так называемые глобалисты - полагают, что интеграционные процессы ведут к девальвации роли государства в международных отношениях, росту влияния межгосударственных и неправительственных организаций, усилению взаимозависимости всех субъектов мировой политики в конечном итоге.
Современное политическое руководство России прагматики, поэтому для настоящего времени не очень актуально то, что в свое время говорил Петр Великий о Европе: «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы должны повернуться к ней задом».[4]
В 1960 - 1980-х годах в полемике основных направлений международно-политической науки значительное место заняла дискуссия модернистов и традиционалистов, пытавшихся доказать превосходство своих представлений о международных отношениях, методологии и методах их исследования. "Модернисты (М. Каплан, Г. Кан, Дж. Коллинз и др.) рассматривали национальные государства в качестве самостоятельных властных систем и основное внимание уделяли моделированию их действий на международной арене".[12] Исследования модернистов основывались преимущественно на методах, заимствованных из естественных наук.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты и источники
1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации 30.11.2016 № 640) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.03.2019г.)
2. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. N Пр-2976) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.03.2019г.)
3. Стратегия национальной безопасности России до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537[Электронный ресурс]: http://www.garant.ru (дата обращения 23.03.2019)
Книги и монографии
4. Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах Курс русской истории –Мысль, Москва, 1986
5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен – АСТ, Харьков 2002 год
Электронный ресурс удаленного доступа (Internet)
6. Бжезинский З.Великая шахматная доска [Электронный ресурс]: https://www.litmir.me(дата обращения 21.03.2019г.)
7. Бочарников И. В. Азиатско-Тихоокеанский регион и национальная безопасность России» [Электронный ресурс]: http://nic-pnb.ru (дата обращения 21.03.2019г.)
8. Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 28 декабря 2017 года 9. О высказывании официальных представителей США [Электронный ресурс]: http://www.mid.ru 28.12.17 (дата обращения 21.03.2019г.)
9. Выступление Министра иностранных дел России С. В. Лаврова на презентации книги С. Н. Плеханова "Не шелковый путь" Москва, 20 мая 2015 года[Электронный ресурс]: http://www.mid.ru(дата обращения 21.03.2019г.)
10. Выступление председателя АРД И. В. Халевинского на научно-практической конференции "25-летие дипломатической службы Республики Казахстан: итоги, достижения, взгляд в будущее", 29 июня 2017 года, "Назарбаев Центр"[Электронный ресурс]: http://www.mid.ru(дата обращения 21.03.2019г.)
11. Интервью Посла России в Казахстане М. П. Бочарникова информагентству "Россия сегодня", 12 февраля 2015 года [Электронный ресурс]: http://www.mid.ru (дата обращения 21.03.2019г.)
12. Исаев Б. А. Теория политики "[Электронный ресурс]:http://yanko.lib.ru(дата обращения 21.03.2019г.)
13. Казахстан и Россия: проблемы и взаимодействия Ритм Евразии 08.09.2016[Электронный ресурс]: https://www.ritmeurasia.org(дата обращения 21.03.2019г.)
14. Козилин В. Военно-техническое сотрудничество России и Казахстана: вместе, но порознь Казахстан и мир[Электронный ресурс]: https://pircenter.org (дата обращения 21.03.2019г.)
15. Политико-терминологический словарь Электронный ресурс]: http://politike.ru (дата обращения 21.03.2019г.)
16. Посол РФ в Казахстане: взаимодействие наших стран вышло на самый высокий уровень. ТАСС 27 декабря 2018[Электронный ресурс]: https://tass.ru
17. Россия и Казахстан: сферы сотрудничества. Справка. РИА новости 29 мая 2009 года[Электронный ресурс]: https://ria.ru (дата обращения 21.03.2019г.)
18. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Южной Осетией и другие [Электронный ресурс]:https://studwood.ru (дата обращения 21.03.2019г.)
19. Россия и постсоветское пространство[Электронный ресурс]: https://vuzlit.ru (дата обращения 21.03.2019г.)
20. Собянин А. Д. «Россия в Средней Азии и на Кавказе: «центр силы» постсоветского пространства, 2013 год [Электронный ресурс], Режим доступа: http://romanbook.ru (дата обращения 20.03.2019 г.)
21. Совместное заявление государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности на 72 сессии ГА ООН «Об обеспечении всеобъемлющей стабильности в мире» [Электронный ресурс]: http://www.mid.ru 4.10.17 (дата обращения 21.03.2019 г.)
22. Сталин И.В. О задачах хозяйственников...Речь на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г. [Электронный ресурс]: https://cont.ws(дата обращения 21.03.2019 г.)